Порядок в ЖКХ сообща: интервью со Светланой Разворотневой

kdahvyds-yodzdpjqwteu-wsovetmo.rus

В 2012 году на основании Указа президента России «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» в нашей стране была обозначена идея создания общественного контроля в сфере ЖКХ. С тех пор создана сеть из 84 региональных центров общественного контроля по всей стране. Здесь оказывают помощь потребителям коммунальных услуг и контролируют исполнение государственных программ по переселению из аварийного жилья и проведению капитальных ремонтов в многоквартирных домах. Координирует всю эту работу некоммерческое партнерство «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль». Наш собеседник — исполнительный директор центра Светлана РАЗВОРОТНЕВА.

— На ЖКХ принято жаловаться. Вы возглавляете Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль». Как Вы оцениваете ситуацию в этой сфере?

— Каждый квартал на основании обращений в наши общественные приемные мы составляем общероссийский рейтинг проблем ЖКХ. Приемные работают во всех субъектах РФ кроме Севастополя, за квартал приходит 8 — 9 тысяч обращений. Самой больной проблемой на протяжении последних лет остается начисление платы. Люди не понимают, за что они платят и почему платежи постоянно растут, а качество не улучшается. По-прежнему очень много нареканий на работу управляющих компаний. Вынуждена констатировать, что новый инструмент лицензирования пока не дал ожидаемых результатов. А вот ажиотаж вокруг темы капитального ремонта постепенно падает. Если в 1-м квартале 2015 года эта тема была на 2-м месте по количеству обращений, то в 2016 году ушла на 5. Вопросы, которые задают люди, тоже меняются. Уже не спрашивают «почему я должен платить», больше интересуются тем, как изменить срок проведения ремонта, как проконтролировать качество…

— Общественники могут помочь?

Иногда людям достаточно объяснить, как действовать, и они справятся с проблемой сами. Если проблема более сложная — подключаются наши юристы, эксперты, пишем обращения, сопровождаем дела в суде. Если нужно — привлекаем прессу. Это работает — скандалы не нужны никому.

Нередко именно общественники помогают разворошить сонное болото. В Брянской области добились, чтобы гражданам, получившим некачественное жилье по программе переселения из аварийного жилья, предоставили новые квартиры, а виновных чиновников и строителей отдали под суд. В Карелии под давлением общественности началась модернизация системы водоснабжения. Люди стали получать качественную воду, кроме того — им пересчитали платежи. В Ленинградской области общественники снизили завышенные тарифы на тепло. В Новосибирской — добились устранения массовых недоделок, выявленных при проведении капремонта. В Удмуртии заставили управляющие компании заключить с собственниками договора, по которым деньги перечисляются только после того, как акты выполненных работ подпишет Совет дома. И таких примеров сотни…

— Как возникла идея мобилизовать общественность на «борьбу» с ЖКХ? 

— В 2012 году я возглавила в Общественной палате РФ комиссию по местному самоуправлению и ЖКХ. Тысячи жалобы стекались к нам со всех концов страны. Но сил нашей комиссии, конечно, не хватало. Тогда и возникала мысль о необходимости создания сети контроля в ЖКХ в регионах, которая бы объединила общественные организации, активных граждан. Серьезную поддержку оказал Указ президента № 600 от 12 мая, в котором органам власти предписывалось создать сеть общественных организаций по контролю за предприятиями коммунального комплекса. Сегодня нас поддерживают Министерство строительства и ЖКХ РФ, ГК «Фонд содействия реформирования ЖКХ». Мы активно взаимодействуем с профильными комитетами Госдумы и Совета Федерации. Так что наши общественники не только следят за выполнением законов, но и предлагают решения законодателям. В регионах умные руководители тоже понимают, что общественники — их партнеры по наведению порядка в отрасли. К сожалению, есть и другая позиция — не выносить сор из избы. Так что время от времени приходится воевать.

— А как обстоит дело в Воронежской области? 

Центр общественного контроля под руководством Т.В. Головачевой активно работает. Очень важно, что Губернатор области понимает важность этой работы и всецело поддерживает общественников. Хотя проблем в Воронежской области, как и по всей России, хватает. В Воронеже очень напряженная ситуация с оплатой расходов на общедомовые нужды. Считаю, что перевод МКД на прямые договора был ошибкой. Выиграли ресурсники, а потребители проиграли. Теперь они из своего кармана платят за воровство и потери в сетях. В начале года пошел вал обращений на повышение платы за тепло… О проблемах ЖКХ Воронежской области узнаю не только из анализа обращений. У меня много родственников в Воронежской области, а в селе Садовом Аннинского района живет мать мужа. Приезжая, каждый раз выслушиваю массу претензий в адрес ЖКХ. Это для меня хороший «барометр». Если мои родственники, их соседи и друзья однажды скажут, что где-то ситуация улучшилась, значит наша деятельность приносит результат. 

Источник: www.moe-online.ru